Наибольший бич Украины коррупция. Факт общеизвестный. Именно коррупция не даёт нашей стране развиваться, выйти из разряда стран третьего мира. Есть же все необходимые ресурсы для успешного развития экономики, кроме того, постоянно берутся кредиты по всему миру. И несмотря на все потуги мифическим образом более 20-ти лет мы не можем стать государством с развитой экономикой, с приемлемым уровнем жизни. И всё это лишь потому, что любой, дорвавшись до корыта, гребёт в первую очередь под себя, своё окружение. И дальше по нарастающей. В итоге имеем золотые унитазы, дворцы власть имущих и прочие излишества в то время, когда учителя на пенсии собирают бутылки, среднего класса практически нет, а лишь бедные и богатые, а большинство лавирует, каждый день вкалывая, чтобы купить еды, не говоря уж о прочем необходимом.
Первое, что приходит на ум, как бороться с коррупцией, это ужесточить максимально наказания за это преступление. В таких масштабах, как это зло разрослось сейчас это угроза национальной безопасности, по факту преступление против народа Украины. Так и кара должна быть адекватной. Что же мы имеем в настоящее время? Открываем Криминальный Кодекс Украины, статья 368 (взяточничество):
Есть очень интересный момент касательно "неоподатковуваного мінімуму доходів громадян". Согласно пункта 5-го раздела ХХ Переходных положений Налогового кодекса Украины "Если нормы других законов ссылаются на необлагаемый налогом минимум доходов граждан, то с целью их применения используется сумма в размере 17 гривен, кроме административного и криминального законодательств в части квалификации преступлений или правонарушений, для которых сумма необлагаемого налогом минимума устанавливается на уровне налоговой социальной льготы, определённой подпунктом 169.1.1 пункта 169.1 статьи 169 раздела IV этого Кодекса для соответствующего года". Социальная налоговая льгота в 2015 году составляет 1218 гривен (в прошлом году — 609 гривен).
Очень интересно, да? При квалификации преступлений налоговый минимум у нас 1218 гривен, а при определении штрафов всего 17! Очень удобно, прямо верх законодательной изворотливости. Посчитаем, чем же рискуют чиновники, принимая определённые взятки.
За взятку (неправомерную выгоду) незначительного размера (не превышающую значительный размер, говоря словами Кодекса) у нас читается взятка, а это не превышающая 1218 х 100 = 121 тысяча 890 гривен. Нормальный ход, при средней заработной плате по Украине, используя данные за 2014 год финансового портала Минфина, в 4012 гривен за месяц (и это за декабрь месяц, наивысший показатель за весь год!) почти 122 тысячи гривен считается незначительной суммой. Наказание же, предусмотренное за такую незначительную взятку, предусматривает штраф в размере от 1000 х 17 = 17000 гривен до 1500 х 17 = 25 500 гривен, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок от 2-х до 4-х лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до 3-х лет и специальной конфискацией. Что такое "специальная конфискация"? Это конфискация имущества преступника, которое нажито преступным путём либо же использовалось с преступными целями. То бишь, доказанные взятки. Итак, в сухом остатке, чиновник, взявший взятку в 121 тысячу гривен рискует заплатить штраф в 17 тысяч гривен либо сесть на 4 года с конфискацией того, незаконность происхождения чего смогли доказать. Сам этот закон создаёт, а точнее диапазон санкций, провоцирует взяточничество. Ведь логика взяточника: лучше дать на лапу и отделаться малым, продолжив работать и дальше "зарабатывать". А учитывая масштаб коррупции в стране, к гадалке не ходи, какой будет исход дела.
Идём дальше, подпункт 2: значительный размер взятки. Согласно ККУ и Переходным положениям НКУ это более 121 тысячи 890 гривен и менее 1218 х 200 = 243 тысяч 600 гривен. За взятку в таком диапазоне предусмотренная санкция — это лишение свободы от 3-х до 6-ти лет с лишением права занимать определённые должности либо заниматься определённой деятельностью до 3-х лет и, опять же, специальной конфискацией.
Далее по списку взятка в больших размерах, либо вымогание взятки, либо же взяточничество ответственного чиновника. И ещё: "деяние, совершённое группой лиц" — это когда взяткой делятся со своим начальством/проверяющим или когда секретарша передаёт конверт начальнику в качестве посредника или то и другое? Оставлю это юристам, пока же наказание за это — лишение свободы от 5-ти до 10-ти лет, лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью до 3-х лет, конфискация имущества и специальная конфискация. Т.е. этого стоит опасаться, если ты взял взятку от 243 тысяч 600 гривен до 609 тысяч гривен или брал взятку не сам (группой лиц), или вытребовал себе эту взятку, либо же взяточничал состоя на государственной службе с 3-й по 6-ю категории, будучи судьёй, прокурором или следователем, руководителем или замом руководителя органов государственной власти, местного самоуправления, их структурных единиц и подразделений.
Итак, самый тяжелый пункт статьи — взятка, предусмотренная в первых трёх пунктах статьи, в особо крупном размере либо совершенная чиновником, занимающим особо ответственное положение (грубо говоря — это от заместителя мэра областного центра до Президента Украины, подробнее здесь — ст.368, Примечание 1, пункт 3). Особо крупный размер взятки — это более 609 тысяч гривен. Грозит за это лишением свободы от 8-и до 12-и лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью до 3-х лет, с конфискацией имущества и специальной конфискацией. Вот такое максимальное наказание в нашем государстве за взятку.
С какими взятками встречаемся мы чаще всего — до 121 тысячи гривен или более? Думаю, всё-таки со взятками меньшего размера. Пришел участковый врач домой — 20 - 100 гривен, навестил специалиста в поликлинике/больнице — 100 гривен за визит, остановил ГАИ-шник — 100-500 гривен... Конечно, если дело серьёзное, то и стоимость его гораздо выше. Но большинство взяток приходится на первую часть 368 статьи, с ними мы наиболее часто имеем дело в быту. С одной стороны, 17 тысяч гривен многих должно остановить, но ведь рыба гниёт с головы. Скрябин верно письмо своё адресовал.
Есть яркий пример успешной борьбы с коррупцией — Китай. Недавно был приведён в исполнение смертный приговор за коррупцию, казнены 5 бизнесменов, в их числе миллиардер. Пусть у нас мораторий на смертную казнь, но ведь её заменяют пожизненным заключением. Почему бы не ввести ПЖ как санкцию за коррупцию? Остановило бы многих. Но у нас предпочитают полумеры, которые и так назвать можно лишь с натяжкой. Чем, к примеру, улучшит ситуацию появление Антикоррупционного бюро? Прогноз простой: увеличением таксы. В Украине всегда, как начинают бороться с коррупцией, в итоге лишь возрастают тарифы. Дело даже не в том, что риск больше, а в том, что делиться приходиться с дополнительными чиновниками. То же произойдёт с Антикоррупционным бюро. Посмотрите, какой ажиотаж вокруг назначения главы Бюро — уже 96 претендентов и это ещё не конец. Первая мысль, которая возникает, какие же там завязаны бабки! В общем, коррупция у нас пока непобедима и победить её не сможем, пока у власти всё те же лица. Как в притче о драконе, когда никто не мог его победить, потому что победив прежнего и обретя его власть и богатства, становился драконом сам.
Категории государственных чиновников (согласно статье 25 Закона О государственной службе):
1-я категория государственного чиновника — должности мэра Киева, глав облсоветов и мэра Севастополя.
2-я категория государственного чиновника — должности мэра Симферополя, мэров городов-областных центров; замов глав облсоветов и мэра Севастополя, зама мэра Киева — секретаря Киевского горсовета.
3-я категория государственного чиновника — замы руководителей структурный подразделений, заведующих секторами, главных специалистов, экспертов, консультантов Администрации Президента Украины, Аппарата Верховной Рады Украины и Секретариата Кабинета Министров Украины, замы Постоянного Представителя Президента в Автономной Республике Крым, замы глав Киевской и Севастопольской горгосадминистраций, а также глав райгосадминистраций (в том числе в Киеве и Севастополе), начальников управлений, самостоятельных отделов в составе министерств и других центральных органов исполнительной власти, государственных коллегиальных органов, другие приравниваемые к ним должности.
4-я категория государственного чиновника — должности специалистов Администрации Президента Украины, Аппарата Верховной Рады Украины и Секретариата Кабинета Министров Украины, замов начальников управлений, самостоятельных отделов (подотделов) министерств и других центральных органов исполнительной власти, государственных коллегиальных органов, руководителей управлений, отделов, служб областных Киевской и Севастопольской горгосадминистраций, другие приравниваемые к ним должности.
5-я категория государственного чиновника — должности специалистов министерств, других центральных органов исполнительной власти, государственных коллегиальных органов, замов глав районных, районных в городах Киеве и Севастополе госадминистраций, замов руководителей управлений, отделов, служб областных, Киевской и Севастопольской горгосадминистраций, специалистов аппарата этих администраций, другие приравниваемые к ним должности.
6-я категория государственного чиновника — должности руководителей управлений, отделов, служб районных, районных в городах Киеве и Севастополе госадминистраций, специалисты управлений, отделов, служб областных, Киевской и Севастопольской горгосадминистраций, другие приравниваемые к ним должности.
Первое, что приходит на ум, как бороться с коррупцией, это ужесточить максимально наказания за это преступление. В таких масштабах, как это зло разрослось сейчас это угроза национальной безопасности, по факту преступление против народа Украины. Так и кара должна быть адекватной. Что же мы имеем в настоящее время? Открываем Криминальный Кодекс Украины, статья 368 (взяточничество):
Прийняття пропозиції, обіцянки або одержання неправомірної вигоди службовою особою
1. Прийняття пропозиції, обіцянки або одержання службовою особою неправомірної вигоди, а так само прохання надати таку вигоду для себе чи третьої особи за вчинення чи невчинення такою службовою особою в інтересах того, хто пропонує, обіцяє чи надає неправомірну вигоду, чи в інтересах третьої особи будь-якої дії з використанням наданої їй влади чи службового становища -
карається штрафом від однієї тисячі до тисячі п’ятисот неоподатковуваних мінімумів доходів громадян або арештом на строк від трьох до шести місяців, або позбавленням волі на строк від двох до чотирьох років, з позбавленням права обіймати певні посади чи займатися певною діяльністю на строк до трьох років та зі спеціальною конфіскацією.
2. Діяння, передбачене частиною першою цієї статті, предметом якого була неправомірна вигода у значному розмірі, -
карається позбавленням волі на строк від трьох до шести років з позбавленням права обіймати певні посади чи займатися певною діяльністю на строк до трьох років та зі спеціальною конфіскацією.
3. Діяння, передбачене частиною першою або другою цієї статті, предметом якого була неправомірна вигода у великому розмірі або вчинене службовою особою, яка займає відповідальне становище, або за попередньою змовою групою осіб, або повторно, або поєднане з вимаганням неправомірної вигоди, -
карається позбавленням волі на строк від п’яти до десяти років з позбавленням права обіймати певні посади чи займатися певною діяльністю на строк до трьох років, з конфіскацією майна та зі спеціальною конфіскацією.
4. Діяння, передбачене частинами першою, другою або третьою цієї статті, предметом якого була неправомірна вигода в особливо великому розмірі, або вчинене службовою особою, яка займає особливо відповідальне становище, -
карається позбавленням волі на строк від восьми до дванадцяти років з позбавленням права обіймати певні посади чи займатися певною діяльністю на строк до трьох років, з конфіскацією майна та зі спеціальною конфіскацією.
Примітка. 1. Неправомірною вигодою в значному розмірі вважається вигода, що в сто і більше разів перевищує неоподатковуваний мінімум доходів громадян, у великому розмірі - така, що у двісті і більше разів перевищує неоподатковуваний мінімум доходів громадян, в особливо великому розмірі - така, що у п’ятсот і більше разів перевищує неоподатковуваний мінімум доходів громадян.
2. Службовими особами, які займають відповідальне становище, у статтях 368, 368-2, 369 та 382 цього Кодексу є особи, зазначені у пункті 1 примітки до статті 364 цього Кодексу, посади яких згідно із статтею 25 Закону України "Про державну службу" віднесені до третьої, четвертої, п’ятої та шостої категорій, судді, прокурори і слідчі, а також інші, крім зазначених у пункті 3 примітки до цієї статті, керівники і заступники керівників органів державної влади, органів місцевого самоврядування, їх структурних підрозділів та одиниць.
3. Службовими особами, які займають особливо відповідальне становище, у статтях 368, 368-2, 369 та 382 цього Кодексу є:
1) Президент України, Прем’єр-міністр України, члени Кабінету Міністрів України, перші заступники та заступники міністрів, народні депутати України, Уповноважений Верховної Ради України з прав людини, Директор Національного антикорупційного бюро України, Генеральний прокурор України, його перший заступник та заступники, Голова Конституційного Суду України, його заступники та судді Конституційного Суду України, Голова Верховного Суду України, його перший заступник, заступники та судді Верховного Суду України, голови вищих спеціалізованих судів, їх заступники та судді вищих спеціалізованих судів, Голова Національного банку України, його перший заступник та заступники, Секретар Ради національної безпеки і оборони України, його перший заступник та заступники;
2) особи, посади яких згідно із статтею 25 Закону України "Про державну службу" віднесені до першої та другої категорій;
3) особи, посади яких згідно із статтею 14 Закону України "Про службу в органах місцевого самоврядування" віднесені до першої та другої категорій посад в органах місцевого самоврядування.
Есть очень интересный момент касательно "неоподатковуваного мінімуму доходів громадян". Согласно пункта 5-го раздела ХХ Переходных положений Налогового кодекса Украины "Если нормы других законов ссылаются на необлагаемый налогом минимум доходов граждан, то с целью их применения используется сумма в размере 17 гривен, кроме административного и криминального законодательств в части квалификации преступлений или правонарушений, для которых сумма необлагаемого налогом минимума устанавливается на уровне налоговой социальной льготы, определённой подпунктом 169.1.1 пункта 169.1 статьи 169 раздела IV этого Кодекса для соответствующего года". Социальная налоговая льгота в 2015 году составляет 1218 гривен (в прошлом году — 609 гривен).
Очень интересно, да? При квалификации преступлений налоговый минимум у нас 1218 гривен, а при определении штрафов всего 17! Очень удобно, прямо верх законодательной изворотливости. Посчитаем, чем же рискуют чиновники, принимая определённые взятки.
За взятку (неправомерную выгоду) незначительного размера (не превышающую значительный размер, говоря словами Кодекса) у нас читается взятка, а это не превышающая 1218 х 100 = 121 тысяча 890 гривен. Нормальный ход, при средней заработной плате по Украине, используя данные за 2014 год финансового портала Минфина, в 4012 гривен за месяц (и это за декабрь месяц, наивысший показатель за весь год!) почти 122 тысячи гривен считается незначительной суммой. Наказание же, предусмотренное за такую незначительную взятку, предусматривает штраф в размере от 1000 х 17 = 17000 гривен до 1500 х 17 = 25 500 гривен, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок от 2-х до 4-х лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до 3-х лет и специальной конфискацией. Что такое "специальная конфискация"? Это конфискация имущества преступника, которое нажито преступным путём либо же использовалось с преступными целями. То бишь, доказанные взятки. Итак, в сухом остатке, чиновник, взявший взятку в 121 тысячу гривен рискует заплатить штраф в 17 тысяч гривен либо сесть на 4 года с конфискацией того, незаконность происхождения чего смогли доказать. Сам этот закон создаёт, а точнее диапазон санкций, провоцирует взяточничество. Ведь логика взяточника: лучше дать на лапу и отделаться малым, продолжив работать и дальше "зарабатывать". А учитывая масштаб коррупции в стране, к гадалке не ходи, какой будет исход дела.
Идём дальше, подпункт 2: значительный размер взятки. Согласно ККУ и Переходным положениям НКУ это более 121 тысячи 890 гривен и менее 1218 х 200 = 243 тысяч 600 гривен. За взятку в таком диапазоне предусмотренная санкция — это лишение свободы от 3-х до 6-ти лет с лишением права занимать определённые должности либо заниматься определённой деятельностью до 3-х лет и, опять же, специальной конфискацией.
Далее по списку взятка в больших размерах, либо вымогание взятки, либо же взяточничество ответственного чиновника. И ещё: "деяние, совершённое группой лиц" — это когда взяткой делятся со своим начальством/проверяющим или когда секретарша передаёт конверт начальнику в качестве посредника или то и другое? Оставлю это юристам, пока же наказание за это — лишение свободы от 5-ти до 10-ти лет, лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью до 3-х лет, конфискация имущества и специальная конфискация. Т.е. этого стоит опасаться, если ты взял взятку от 243 тысяч 600 гривен до 609 тысяч гривен или брал взятку не сам (группой лиц), или вытребовал себе эту взятку, либо же взяточничал состоя на государственной службе с 3-й по 6-ю категории, будучи судьёй, прокурором или следователем, руководителем или замом руководителя органов государственной власти, местного самоуправления, их структурных единиц и подразделений.
Итак, самый тяжелый пункт статьи — взятка, предусмотренная в первых трёх пунктах статьи, в особо крупном размере либо совершенная чиновником, занимающим особо ответственное положение (грубо говоря — это от заместителя мэра областного центра до Президента Украины, подробнее здесь — ст.368, Примечание 1, пункт 3). Особо крупный размер взятки — это более 609 тысяч гривен. Грозит за это лишением свободы от 8-и до 12-и лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью до 3-х лет, с конфискацией имущества и специальной конфискацией. Вот такое максимальное наказание в нашем государстве за взятку.
С какими взятками встречаемся мы чаще всего — до 121 тысячи гривен или более? Думаю, всё-таки со взятками меньшего размера. Пришел участковый врач домой — 20 - 100 гривен, навестил специалиста в поликлинике/больнице — 100 гривен за визит, остановил ГАИ-шник — 100-500 гривен... Конечно, если дело серьёзное, то и стоимость его гораздо выше. Но большинство взяток приходится на первую часть 368 статьи, с ними мы наиболее часто имеем дело в быту. С одной стороны, 17 тысяч гривен многих должно остановить, но ведь рыба гниёт с головы. Скрябин верно письмо своё адресовал.
Есть яркий пример успешной борьбы с коррупцией — Китай. Недавно был приведён в исполнение смертный приговор за коррупцию, казнены 5 бизнесменов, в их числе миллиардер. Пусть у нас мораторий на смертную казнь, но ведь её заменяют пожизненным заключением. Почему бы не ввести ПЖ как санкцию за коррупцию? Остановило бы многих. Но у нас предпочитают полумеры, которые и так назвать можно лишь с натяжкой. Чем, к примеру, улучшит ситуацию появление Антикоррупционного бюро? Прогноз простой: увеличением таксы. В Украине всегда, как начинают бороться с коррупцией, в итоге лишь возрастают тарифы. Дело даже не в том, что риск больше, а в том, что делиться приходиться с дополнительными чиновниками. То же произойдёт с Антикоррупционным бюро. Посмотрите, какой ажиотаж вокруг назначения главы Бюро — уже 96 претендентов и это ещё не конец. Первая мысль, которая возникает, какие же там завязаны бабки! В общем, коррупция у нас пока непобедима и победить её не сможем, пока у власти всё те же лица. Как в притче о драконе, когда никто не мог его победить, потому что победив прежнего и обретя его власть и богатства, становился драконом сам.
Слегка разбавляет оптимизмом то, что решили наказывать и тех, кто взятки даёт. Возможно, станут побаиваться подмазывать. Но, зная через какое место у нас всё происходит, мало на то надежд. По моим наблюдениям, опять же возросли только тарифы.
Даёшь смертную казнь за коррупцию! :)
1-я категория государственного чиновника — должности мэра Киева, глав облсоветов и мэра Севастополя.
2-я категория государственного чиновника — должности мэра Симферополя, мэров городов-областных центров; замов глав облсоветов и мэра Севастополя, зама мэра Киева — секретаря Киевского горсовета.
3-я категория государственного чиновника — замы руководителей структурный подразделений, заведующих секторами, главных специалистов, экспертов, консультантов Администрации Президента Украины, Аппарата Верховной Рады Украины и Секретариата Кабинета Министров Украины, замы Постоянного Представителя Президента в Автономной Республике Крым, замы глав Киевской и Севастопольской горгосадминистраций, а также глав райгосадминистраций (в том числе в Киеве и Севастополе), начальников управлений, самостоятельных отделов в составе министерств и других центральных органов исполнительной власти, государственных коллегиальных органов, другие приравниваемые к ним должности.
4-я категория государственного чиновника — должности специалистов Администрации Президента Украины, Аппарата Верховной Рады Украины и Секретариата Кабинета Министров Украины, замов начальников управлений, самостоятельных отделов (подотделов) министерств и других центральных органов исполнительной власти, государственных коллегиальных органов, руководителей управлений, отделов, служб областных Киевской и Севастопольской горгосадминистраций, другие приравниваемые к ним должности.
5-я категория государственного чиновника — должности специалистов министерств, других центральных органов исполнительной власти, государственных коллегиальных органов, замов глав районных, районных в городах Киеве и Севастополе госадминистраций, замов руководителей управлений, отделов, служб областных, Киевской и Севастопольской горгосадминистраций, специалистов аппарата этих администраций, другие приравниваемые к ним должности.
6-я категория государственного чиновника — должности руководителей управлений, отделов, служб районных, районных в городах Киеве и Севастополе госадминистраций, специалисты управлений, отделов, служб областных, Киевской и Севастопольской горгосадминистраций, другие приравниваемые к ним должности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий