понедельник, 3 марта 2014 г.

Троллинг - новая профессия

Последнее время вокруг событий, затрагивающих интересы российского правительства стало появляться большое количество негативных комментариев. Содержание таких комментов всегда совпадает с курсом и точкой зрения российской власти. Количество их зашкаливает, причем иногда вокруг практически незамеченных событий. Никогда не видел, чтоб какие либо новости комментировались так массово, причём точка зрения пишущих всегда одинакова. Кроме того, сам стиль написания комментариев очень совпадает, встречаются даже одинаковые комментарии, оставленные людьми под разными никами иногда под одной и той же новостью.

Также заметно, что с точки зрения грамматики комментарии всегда правильные, чтоб было видно, что пишет не малолетний дурачок, к которому никто не прислушается. Одним словом, слишком много общего в таких комментариях, чтобы не обратить внимания.

Решил всё-таки выяснить, откуда ноги растут. Выяснил. Оказывается, на бюджетные деньги в России создана структура, где работают люди, задачей которых как раз и является написание таких комментариев, сообщений на форумах и т.д. В простонародье их называют "троллями". Они получают зарплату, есть нормы написания комментариев, зарплата официальная. Работа у них есть постоянно, потому как всегда обсуждаются действия правительства, события, затрагивающие интересы российской власти. В настоящий момент приоритетом №1 у них являются события в Украине. Задачей их является показать, что большинство людей евромайдан не одобряет, не одобряет революцию. Вместо этого поддерживает коррумпированный, зверский режим Януковича. Кроме того, всеми силами продвигается ложная информация по поводу Крыма. Но это уже тема для совсем другой статьи.

Конечно, можно сказать, что это всё слухи и домыслы. Но дело в том, что кроме обычной логики имеются факты. Российская журналистка нашла такую компанию и решила устроится к ним на работу.

Кроме того, proIT взял интервью у Олега Хаврука, технического директора интернет-портала Comments.ua, в котором подробно описываются механизмы и принципы индустрии интернет-троллинга. Да, это и в самом деле настоящая индустрия, причём весьма прибыльная. Профессионалы в этой отрасли зарабатывают внушительные гонорары. Но обо всём по порядку.

Как во всех торговых отношениях есть заказчик и исполнитель. Подробная структура этой индустрии такова:

Заказчик - формулирует "заказ" и его оплачивает. Заказчиком может быть как представитель промышленного бренда, производителя товаров, так и представитель политической силы, народного депутата, правительства и т.д. В нашем случае заказчиком, по всей видимости, является Кремль.

Политтехнолог - имеет место, разумеется, в политических заказах. Конкретизирует задачу, разрабатывает стратегию, а также месседжи, которые необходимо донести аудитории. Определяет целевую аудиторию, подробно её изучает, выясняет слабые и сильные стороны. Именно политтехнологи вбросили термины "майдауны", "бандеровцы", "фашисты", пугающие юг и восток Украины. Именно они разработали месседжи, что с западной Украины приедут автобусы с боевиками в масках и сожгут города, запретят русский язык и будут всячески дискриминировать русских и русскоязычное население. Заработок политтехнолога - десятки тысяч долларов.

Координатор - распределяет работу между "контент-менеджерами", как величают себя сами тролли. Объединяет их в группы и каждой группе дает конкретную задачу. Когда тролль приступает к работе, у него уже имеется ясно поставленная задача: в каких соцсетях, на каких форумах и какие видео или новости комментировать. Координаторы зарабатывают несколько тысяч долларов.

Программист - разрабатывает бота, который автоматически отправляет комментарии и сообщения по шаблону там, где не требуется авторизация и нет капчи (проверки, что отправитель не робот). Либо же посредством подконтрольных аккаунтов, вводя их логины/пароли и указывая таргеты - цели тролль-атак. За запуск такого бота платят две-три тысячи долларов, плюс примерно одну тысячу в месяц за поддержку.

Копирайтер - создает универсальные комментарии и сообщения, которые можно вставить в любом контексте в любом обсуждении. Получает около тысячи долларов за пакет таких сообщений.

Контент-менеджер, в простонародье тролль - непосредственный исполнитель, отправитель предоставленных сообщений и комментариев. Принимает участие в обсуждениях, накручивает рейтинг негативных комментариев, плюсуя нужные посты. Пользуется готовыми комментариями из пакетов, предоставленных копирайтером. Отчитывается о проделанной работе скриншотами. У продвинутых троллей всегда несколько аккаунтов во всех соцсетях и форумах, в которых ведутся дискуссии по заданным темам. Профессиональный тролль зарабатывает 300-400 грн/день, уделяя 4-5 часов такой работе.

Ботнет - пакеты взломанных аккаунтов, с которых рассылаются комментарии с помощью созданного программистом бота. Также это может быть пакет взломанных и зараженных спам-ботом компьютеров, с которых также ведется рассылка сообщений. Делается это для того, чтоб комментарии и сообщения рассылались с разных ip-адресов, дабы не быть забаненным на интересующем ресурсе. Стоимость зависит от качества "продукта": реальные прокачанные аккаунты с большим списком реальных друзей в соцсетях оцениваются до 10 долларов за аккаунт, новосозданные же "юзеры" стоят всего несколько центов за штуку. Поддержка среднего ботнета оценивается примерно до 60 тысяч гривен/месяц, а крупного и качественного выливается в несколько сотен тысяч гривен ежемесячно.

Итак, мы видим целую индустрию, охватывающую практически всё интернет-пространство. Кто же является заказчиком такого рода услуг? В таких услугах нуждаются как производители и продавцы продукции, так и политические деятели. Одним словом все, кому нужен пиар. Троллинг - мощный инструмент манипуляции общественным мнением.

Если Вы видите, что в обсуждении присутствуют тролли, их необходимо избегать. Спорить с ними, вдаваться в какие-либо дискуссии смысла нет никакого. Убедить в своей правоте тролля невозможно, поскольку пишет он не своё мнение, а то, за что заплачены деньги. Периодически замечаю, что некоторые тролли даже начинают друг с другом общаться и взаимодействовать, накручивают лайки, плюсуют друг другу комментарии. Единственно правильная тактика по отношению троллям - полное игнорирование таковых. Можно даже, если есть возможность, помечать их комментарии как спам; если достаточное количество пользователей таким образом пометит комментарий, он удаляется, а автор получает предупреждение. Кроме того можно зайти на страницу тролля, его аккаунт, и пожаловаться администрации сайта на рассылку спама. Например, вконтакте и других соцсетях есть такая кнопка на странице пользователя. Если наберется достаточное количество жалоб - страница блокируется. И всё же бороться с троллями я не советую. Это неблагодарное занятие и вместо одного заблокированного появится десяток новых. Их, повторяю, надо просто игнорировать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий